Баба яга добрая или злая проект. Баба яга - злая ведьма или добрая старушка. Ученые в точности сказать не могут

Над проектом работали учащиеся 4-а класса с классным руководителем С.Г. Шапошниковой выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга; познакомиться с ней поближе. проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить её добрые и злые поступки; изучить некоторые традиции русского народа; организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге; подготовить групповые и индивидуальные сообщения; посетить «Поляну сказок» в родном городе; создать коллекцию рисунков и поделок об этом сказочном персонаже. анкетирование; чтение книг; анализ содержания сказок и других источников информации; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги; самостоятельные размышления и обсуждение в классе. скорее всего, Баба Яга – злая ведьма, так как у неё страшный вид, её боятся дети, она всем вредит; возможно, эта старушка не так уж и проста, а её злобность – только видимость. Любишь ли ты читать сказки? Кто такая Баба Яга? Где она живет? Какой ты её себе представляешь? Чем занимается Баба Яга? Читать сказки мы любим все. Злая старуха с метлой, ведьма. В избушке на курьих ножках. Большинство ребят считает Бабу Ягу злой: Колдует, варит зелья, ворует и пугает детей. Баба Яга – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Относится к роду ведьм, злых духов в образе безобразной старухи, которая повелевает Временем, Огнём, Воздухом, Дикими Зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Божество, стерегущее вход в подземный мир и провожающее души усопших в царство мёртвых. Есть много версий происхождения этого загадочного сказочного персонажа. "Яга" - во многих индоевропейских языках означает "болезнь", "хворь". В языке коми - "баба"- "женщина", а "яга" - "лес". У сибирских народов - "яга" - вид женской одежды из полосок шкур, одеваемой мехом наружу. В общих чертах получается такой собирательный образ: «лесная женщина-зараза в одежде из драных шкур». Баба Яга в сказках и на экране обычно изображается в виде горбатой старухи с длинными крючковатым носом («нос в потолок врос»). На картинках она одета в зелёное платье, телогрейку, лапти и шаровары. Избушка на курьих ножках. Ее «летательный аппарат» ступа. Светящиеся черепа, насаженные на тын и используемые как светильники. Характерные фразы («Фу-фу! Русским духом пахнет» и др.). Волшебные помощники (гуси-лебеди, «три пары рук», три всадника и т.п.). Где живет Баба Яга? «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей». А.С.Пушкин Прочитав целый ряд русских народных сказок о Бабе Яге, мы выделили такие ее образы: Баба Яга – воительница; Баба Яга – похитительница; Баба Яга – дарительница; Баба Яга – советчица; Баба Яга – повелительница; Баба Яга – охранительница; Баба Яга – прародительница. К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты: А.С.Пушкин (У Лукоморья»), В.А.Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), А.Толстой («Гуси-лебеди», «Терёшечка» и др.), А.Афанасьев («Липунюшка и Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Царевна-лягушка», «Баба Яга» и др.), братья Стругацкие («Понедельник начинается в субботу»), Л.Филатов («Про Федота-стрельца») и др. Морозко Василиса Прекрасная Огонь, вода и… медные трубы Там, на неведомых дорожках… Приключения Маши и Вити Как Ивашка-дурачок за чудом ходил и др. Чаще других играл роль Бабы Яги Георгий Милляр Баба Яга в мультфильмах Ивашка и Баба Яга Царевна-лягушка Про злую мачеху Летучий Корабль Баба Яга против! Уважаемый леший Василиса Прекрасная пионеров Приключения домовёнка, Ну, погоди! (16выпуск) Бабка-Ёжка и другие Ивашка из дворца Возвращение домовёнка, Добрыня Никитич и Змей Горыныч и др. Образу Бабы-яги посвящена пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга) , написанная М.Мусоргским. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано П.Чайковского есть пьеса «Баба-Яга». Баба-яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» , «Илья Муромец», в мюзикле «Кощей Бессмертный». У группы «На-На» есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором В.Окороковым на слова А. Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках. В цикле песен «Баба Яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба Яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Песня Д. Тухманова на стихи Ю. Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении А. Градского и др. , Виктор Васнецов Иван Билибин Александр Бенуа Живописные картины с Бабой Ягой, иллюстрации к книгам создавали художники И.Билибин, В Васнецов, А.Бенуа, Е.Поленова, И.Малюнин и др. Три всадника Кот Баюн Ворон или Филин Гуси-лебеди Три пары рук Лихо одноглазое и др. Леший Кикимора Водяной Соловей Разбойник Кощей Бессмертный Черти и др ОТКРЫТ МУЗЕЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТМЕЧАЕТ 26 ИЮНЯ и в обычных запорожских двориках, и в других городах (г. Приморск) Баба Яга - одно из самых известных и загадочных существ на Земле; не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою (героине) сказок; живет в дремучем лесу на границе мира живых и мёртвых. Принадлежит к двум мирам. Отсюда и её безграничные возможности… Жуковский В.А. Стихи и сказки/ Рис. В.Власова.- М.: Дет. лит., 1986.- 112с.: ил. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору/ Е.А.Костюхин.- М.: Дрофа, 2004. – 336с.: ил. Летучий корабль: Сказки/ Сост.И.С. Чепловодская. – Мн.: Юнацтво, 1994. – 495с.: ил. Народные русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева/ Вступ. статья В.П.Аникина.- М.: Худ. лит., 1991. – 270с.: ил. Ненаглядная красота: русские волшебные сказки/ Обработка И. Карнаухова.- м.: Дет. лит., 1980.- 206с.: ил. Русские детские сказки: Из сб. А.Н. Афанасьева/ Ред. В.П.Аникин.- М.: Дет. лит., 1986.- 239с.: ил. Славянская мифология/ Авт.-сост. Е.Ф. Конев.- Мн.: ООО «Хрвест», 2003.- 256с.: ил. http://oboiny.ru/baba-yaga

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

БАБА ЯГА.

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ

ИЛИ ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА?

Выполнила:

Шмыгалева Дарья,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель: Ташкинова Елена Анатольевна

г. Рубцовск 2016

Актуальность работы .

Образ Бабы Яги с давних времен и до сих пор пугает и одновременно привлекает своей загадочностью, волшебством и тайнами. Персонаж, всем известный, но не до конца изученный.

Цель исследования - поближе познакомиться с Бабой Ягой, определить мое отношение к этому герою сказок.

Задачи:

Узнать историю происхождения образа Бабы Яги.

Проанализировать роль Бабы Яги в русских сказках.

Доказать, что внешность бывает обманчива, Баба Яга - положительный герой.

Гипотеза:

Баба Яга - не просто сказочный персонаж, а положительный герой с безграничными возможностями.

Методы исследования.

Чтение русских народных сказок

Проведение опроса среди одноклассников

Просмотр рисунков русских художников

Происхождение Бабы Яги.

История Бабы Яги уходит корнями в далекое прошлое.

Из сказок мы знаем, что Баба-Яга - это сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, носом крючком, с одной костяной ногой. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.

Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.

Во время поездки Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.

Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Темный лес (обязательно дремучий и очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным. Или волшебным. В этом случае Баба Яга - охранник, страж, который стоит на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вспомним ее полное имя: Баба-Яга - Костяная нога. Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе.

Вспомнить хотя бы выражение: "Душа ушла в пятки"! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая. Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом.

У древних славян именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы «умерший» не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Домик Бабы Яги на курьих ножках тоже неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках. Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга - одно из самых таинственных существ на Земле. Баба Яга обладает безграничными возможностями, потому что она живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в иной мир.

Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который, у героев начинают проявляться качества, которых он стеснялся в обычном мире (смелость, вежливость, милосердие к окружающим и т.д.). Баба Яга дает герою установку на победу, на будущее счастье.

2. Роль Бабы Яги в русских сказках.

Я провела опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как школьники воспринимают Бабу Ягу. Большинство одноклассников представляют Бабу Ягу злой, сердитой, агрессивной, сражающейся с главным героем.

Я предлагаю взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны.

Прочитав сказки, я поняла, что Баба - Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство и Ивану - царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну.

Баба - Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Таким образом, Баба Яга выступает в роли помощницы героев

Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций.

К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. И все ее злое коварство заканчивается.

Но, каков же характер Бабы Яги? Н е всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

Будет вежлив и трудолюбив - получит и помощь, а нет - угодит на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит . Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке Баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая она и страшная. На самом деле она жалеет детей.

В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Баба Яга выступает в роли дарительницы , помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.


Кроме того, Баба Яга - волшебница. Живет в лесу, обладает большой биоэнергетикой. Она - повелительница животного мира и сил природы. Много знает, много умеет, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.

Даже в сказке «Гуси-лебеди», где Баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка.

Зная его, Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в целителя. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

В древности, когда женщины являлись главой рода, Баба - Яга была могущественной богиней, хранительницей традиций и обычаев.

В сказках Баба - Яга выступает в роли хранительницы волшебных ремесел.

Василиса Прекрасная выучилась у нее великолепно шить и ткать.

Характер у бабы - Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Не переносит нерадивость, лень, наказывает за это. А то, что уроки ее трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее, все - молодые волшебницы.

3. Заключение

Итак, я поняла, что Баба Яга вовсе не зловредная, страшная старуха, а герой, без которого ни один Иван Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной.

Без Бабы Яги многие сказки просто не существовали бы.

Действия Бабы Яги идут вразрез с внешним впечатлением. И здесь давайте вспомним поговорку «С лица воду не пить».

Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость. А одинокая старушка, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы герои нашли свое счастье и любовь.

В дремучем лесу, на опушке Накормит, напоит, уложит,

Живет одиноко старушка. В дорогу подарки положит.

Лохмата, носата, горбата, А вечером грустно вздохнет:

Но разве она виновата? На пир ведь никто не зовет!

Зовут ее Баба Яга, Хочу ей письмо написать,

У ней костяная нога. На свой день рождения позвать

Сидит на крылечке, скучает, Ведь добрая Баба Яга!

Героев из сказок встречает. А вовсе не злая она!

Кого попугает немножко,

Кому-то укажет дорожку.

Кому загадает загадку,

С детьми поиграет в прятки.






1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. - Д- Должны научиться анализировать сказки - Давать характеристики главным героям произведения - Находить полезную информацию - Учиться делать выводы


1.Изучить данные литературной энциклопедии 2.Прочитать много русских народных сказок 3.Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников




Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»


Лесная старуха- волшебница Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА - ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) мать змеев, противников богатыря. ведьмаБАБА«избушке на курьих ножках»рукиротзубамипечи детейзмеев богатыря Кроме образов БАБЫ-ЯГИ воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.дарительницыглазазвереймира мертвых перепекания ребенка


Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.




Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить




Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.



Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»


Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А




Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., – 248 с статьи по изучению нар. сказок /projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги - о происхождении образа - тематические статьи по теме - картинки по теме - о славянских мифах - о суевериях и обрядах 804e825304bhttp:// 804e825304b - -изучение фольклора в школе – на уроках литературы