Технология трудоустройства.поиск работы: этапы, способы, приемы. Рынок труда, его современное состояние и проблемы Подготовка к обсуждению зарплаты

На современном этапе развития российского рынка труда представляется возможным выделить следующие способы поиска работы:

1. С помощью государственной службы трудоустройства. В подобных службах в центрах занятости населения безработные граждане могут не только получить информацию о наличии вакантных мест и найти подходящую работу, но и пройти переподготовку и повышение квалификации. Все услуги, как правило, предоставляются бесплатно. В функции службы также входит осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, а также оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их содержании.

2. С помощью частных служб трудоустройства . Частные службы трудоустройства делятся на агентства по трудоустройству и рекрутинговые агентства. Агентства по трудоустройству вносят резюме соискателя в свой банк данных и предлагают вакансии по мере поступления запросов от работодателей. Здесь же можно получить дополнительные услуги: повышение квалификации, переподготовка, квалификационные экзамены и т.д. Предоставление всех услуг соискателям как правило платное. Плата может быть востребована сразу или же после успешного трудоустройства.

Рекрутинговые агентства отличаются от агентств по трудоустройству тем, что работают по заказу работодателя. То есть они оказывают платную услугу работодателю по подбору сотрудника на имеющуюся вакансию в соответствии с выдвинутыми требованиями. Для соискателей услуги рекрутинговых агентств бесплатны.

3. С помощью службы содействия трудоустройству выпускников , которая действует в головном отделении Уральского института экономики, управления и права. Контактный телефон Вы можете узнать в отделе кадров. В нашем филиале вы также в кадрах можете получить определенные консультации. Впрочем, подобные организации действуют в настоящий момент почти во всех других вузах области.

4. Через специальные издания по трудоустройству (газеты, журналы, электронные средства массовой информации). Существует 2 способа поиска работы через издания по трудоустройству.

Первый способ - просмотр объявлений о вакансиях. В качестве средства связи с работодателем обычно предлагается телефон, факс или электронная почта. Залогом успеха во многом служит оперативность реагирования со стороны соискателя, т.к. интересные вакансии занимаются очень быстро.

Вторым способом является размещение своего объявления о поиске работы. Для достижения успеха в этом случае необходимо грамотно составить объявление: рекомендуется кратко охарактеризовать уровень образования, опыт работы, дополнительные умения и навыки, имеющие значение для осуществления профессиональной деятельности соискателя.

5. Через обращение к знакомым . Пожалуй в г. Нижний Тагил – это основной способ трудоустроиться на престижную и хорошо оплачиваемую работу. Поэтому вы им также не должны пренебрегать. Однако в крупном мегаполисе, например в Екатеринбурге, ситуация не так однозначна. Тем не менее, данный способ рекомендуем тем, чья сфера контактов достаточно широка и у кого родственники работают в сфере Ваших интересов.

Помимо устного сообщения о том, что вы заинтересованы в той или иной вакансии, Вам рекомендуется снабдить каждого из родственников и знакомых экземпляром вашего резюме. Имея его, ваш знакомый будет располагать конкретной информацией для предоставления возможному работодателю или сможет принять ее к сведению (если потенциальный работодатель - он сам).

6. Путем непосредственного обращения к работодателю . Может использоваться в случае, если фирма не заявляла о наличии открытой вакансии, но соискатель предполагает, что такая вакансия может быть. При этом эффективным средством является рассылка возможно большего числа резюме (обязательно дополненных сопроводительными письмами).

Если свободной вакансии на данный момент нет, но соискатель представляет интерес, то резюме сохраняют с целью возможного обращения к нему в будущем. В исключительных случаях вакансии могут создаваться специально «под человека».

7. Организованные мероприятия - Дни карьеры, Ярмарки вакансий периодически проводятся специализированными организациями. Как правило, здесь представляется много вакансий. Обычно это должности, не предполагающие высокого уровня заработной платы и социального статуса, но имеющие перспективы карьерного роста. Поэтому посещение данных мероприятий можно рекомендовать, в первую очередь, выпускникам образовательных учреждений, не имеющим необходимого опыта работы и согласным работать «на перспективу». При этом работодатели, как правило, готовы способствовать их дальнейшему обучению и повышению квалификации, что дает молодым сотрудникам шанс занять в дальнейшем более высокую позицию в рамках той же или другой организации.

Ищущему работу человеку имеет смысл не ограничиваться одним способом, а использовать наиболее эффективные их комбинации, отвечающие ситуации на рынке труда, а также запросам и индивидуальным особенностям соискателя.

Однако следует учитывать, что, помимо профессиональных и личных качеств соискателя, успешность его трудоустройства зависит от ряда факторов, касающихся особенностей современного рынка вакансий.

Так, например, выпускники образовательных учреждений часто не могут устроиться на должности, соответствующие их запросам и образовательному уровню. Этот «подводный камень» трудоустройства можно обойти, устроившись в интересующую организацию на менее привлекательную для соискателя позицию при условии, что организация предоставляет перспективы и возможности для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Другим существенным препятствием (для выпускников и для людей зрелого возраста) может стать наличие возрастного ценза при приеме на ту или иную вакансию. Неожиданной трудностью может оказаться также не только слишком малый, но и солидный опыт работы по специальности.

В каждом из этих случаев может помочь грамотно составленное резюме, а также эффективная самопрезентация при личном контакте с работодателем или его представителями.

Заключительной фазой поиска и устройства на новую работу является получение от работодателя предложения о работе. Оно может быть устным или письменным, в виде личного обращения. В России такой документ сегодня пока не вошел повсеместно в практику. Однако в солидных компаниях с передовой управленческой практикой без таких документов не обходятся. Поэтому получение документального предложения о занятии вакансии является косвенной гарантией того, что вас приглашают работать в хорошую фирму, ориентирующуюся на западные стандарты ведения бизнеса.

Перед тем как принять предложение, необходимо оценить его плюсы, включая перспективы карьерного роста, роста заработной платы, обучения, а также имеющиеся минусы.

Важно оценить финансовый статус компании, стабильность ее положения. Возможно, вам придется провести некоторые исследования, используя Интернет, чтобы познакомиться с финансовой деятельностью компании за последнее время. Что касается небольших, частных компаний, то вы можете оценивать их, базируясь на той информации, которую почерпнули на собеседовании или от профессионалов в данном виде бизнеса.

Для того чтобы оценить предложение о работе должным образом, условно разделите его на три части:

1. Работа как таковая. Т.е. какой характер у данной работы – 1) рутинный, 2) творческий или 3) координационно-мотивационный (управленческая работа). Каждая из них имеет свои минусы и плюсы, свой режим рабочего дня и характер взаимоотношений с коллегами и т.п. формальные и неформальные взаимоотношения в коллективе.

2. Возможности карьерного роста. Имеет ли место продвижение в служебной должности с выбранной Вами работы или нет. Возраст руководства организации, ведущих специалистов и рядовых сотрудников. Характер и степень образования коллег.

3. Зарплата, бонусы и другие преимущества , которые прописаны, и которые реально имеют место в коллективе. А также и противоположные инструменты стимулирования: штрафы и другие разновидности взыскания (если имеют место, то за что).

Внимательно изучите каждый компонент и задайте сами себе следующие вопросы:

1) Подходят ли вам на самом деле те задания, которые вы должны будете ежедневно выполнять?

3) Соответствует ли уровень ответственности тому, что вы хотите и чего ждете, для того, чтобы выполнять работу эффективно или нет?.

4) Устраивают ли вас условия работы? Соответствуют ли они требуемому качеству работы?

5) Думаете ли вы, что вам понравится работать с вашим непосредственным начальником и коллегами?

6) Повлияет ли новая работа на изменение вашего стиля жизни? Согласны ли вы с возможными изменениями (больше поездок и командировок; больше времени, которое придется посвящать работе и т.д.).

7) Насколько эта работа совпадает с вашими планами в целом? Даст ли она возможность продвигаться вперед к целям вашей карьеры?

8) Насколько вам интересен данный бизнес (сфера функционирования предприятия, организации) в целом? Каковы могут быть перспективы карьеры в нем через пять лет?

9) Достаточно ли высок компенсационный пакет (включая то, что вы предполагаете заработать на бонусах и комиссионных, если подобные имеются) для того, чтобы покрыть ваши расходы на жизнь?

10) Может ли компенсационный пакет конкурировать с пакетами, которые предлагают другие компании этой отрасли или за подобную работу? Насколько сравним компенсационный пакет с тем, который Вы получаете сейчас или получали на последней работе?

11) Соответствует ли вашим реальным нуждам медицинская страховка? В случае если вас примут на работу, какой процент от социального пакета Вам придется оплачивать?

12) Насколько привлекательны и велики побочные преимущества (предполагая, что организация предоставляет такие преимущества, как служебная машина, возмещение расходов на обучение, отпуск и т.д.).

Ответы на эти и им подобные вопросы помогут вам оценить предложение с точки зрения соответствия вашим настоящим и будущим ожиданиям.

Можно предложить следующие подходы к оценке предложения о работе: 1) экспертные консультации. 2) логический вариант. 3) и нтуитивная (прогнозная) оценка.

МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский политехнический техникум»

Утверждаю

Директор техникума

_________________/_М.К. Волков/

«____»__________20__ г.

Номер регистрации __________________

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технология трудоустройства

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технология трудоустройства

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151001 «Технология машиностроения»

Программа учебной дисциплины может быть использована____________________________________________________________________

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

    анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности;

Планировать и контролировать изменения в своей карьере;

Составлять резюме;

    оценивать предложения о работе;

    эффективно использовать полученные теоретические знания при поиске работы;

    выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте;

    проходить интервью и тестирования;

    заполнять анкеты;

    осуществлять самопрезентации;

    эффективно строить деловое общение.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    реальную ситуацию на рынке труда;

    этапы карьеры и их специфику;

    принципы планирования и управления карьерой;

    возможные способы поиска работы;

    агентства по трудоустройству, принципы и методы их работы;

    правовые аспекты взаимоотношения с работодателем;

    принципы составления резюме;

    правила поведения в организации;

максимальной учебной нагрузки обучающегося__60____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _44___ часа;

самостоятельной работы обучающегося _16____ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Работа с нормативно-правовыми актами

4

Решение ситуаций по темам

4

Изучение отдельных теоретических вопросов по дополнитель-ным источникам

4

Подготовка сообщений, рефератов

4

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология трудоустройства»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Человек и труд в системе рыночных отношений

4

1

Тема 1.1. Человек и его роль в современной организации.

Человек и его роль в современной организации. Понятие социально-трудовых отношений. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений. Типы социально-трудовых отношений: патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт.

Заполнение таблицы «Типы социально-трудовых отношений, их характеристика»

2

1

Тема 1.2. Понятие и особенности современного рынка труда.

Понятие и особенности современного рынка труда. Трудовая мотивация и ее особенности в условиях рыночной экономики. Качество трудовой жизни.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Особенности мотивации в условиях рыночной экономике.

2

1

1

Раздел 2. Карьера как стратегия трудовой жизни

2

Тема 2.1. Карьера как стратегия трудовой жизни

Определение карьеры. Типы и варианты карьерного продвижения. Модели построения карьеры. Фазы становления профессионала и этапы планирования и реализации карьеры. Мотивация карьеры.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: основные этапы планирования и реализации карьеры; мотивация карьеры

2

1

1

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Раздел 3. Планирование и развитие карьеры

2

Тема 3.1.Планирование и развитие карьеры

Формирование целей карьеры. Реализация призвания в профессиональном выборе и определение места работы в системе жизненных ценностей. Технология планирования карьеры.

Самостоятельная работа обучающихся

Тестирование: выбор профессии, определение способностей к отдельным видам деятельности.

2

1

Раздел 4. Технология эффективного трудоустройства

6

Тема 4.1. Основные причины, этапы и способы поиска работы.

Основные причины и этапы поиска работы. Способы поиска работы: через кадровые агентства, службы занятости, информацию в изданиях по трудоустройству, участие в специализированных мероприятиях (ярмарках вакансий, днях карьеры), обращение к знакомым, прямое обращение к работодателю.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения: анализ эффективности способов поиска работы.

Работа с нормативно-правовым актом –Законом РФ « О занятости в РФ».

Решение ситуаций по теме.

2

1

Тема 4.2. Рынок вакансий .

Понятие рынка вакансий. Скрытый рынок вакансий. «Подводные камни» поиска работы. Техники оценки предложения о работе. Переговоры о заработной плате.

Практическое занятие 1: Освоение техник самопрезентации.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения:

Анализ ошибок при самопрезентации.

Типичные трудности, связанные с трудоустройством, и пути их преодоления.

2

2

2

Раздел 5. Основные документы для успешного трудоустройства

6

Тема 5.1. Резюме и его роль в эффективном трудоустройстве.

Понятие резюме и его роль в трудоустройстве. Виды резюме: функциональное, хронологическое, целевое. Правила составления резюме. Разделы резюме. Оформление резюме. Ложь в резюме. Особенности составления резюме на английском языке.

Самостоятельная работа обучающихся

Проанализируйте предложенные резюме и составьте заключение о наличии или отсутствии ошибок при его составлении авторами. Каковы, по Вашему мнению, шансы авторов на приглашение для собеседования?

2

1

Тема 5.2. Способы подачи резюме.

Способы подачи резюме. Принципы составления сопроводительного письма. Правила получения обратной связи. Предоставление рекомендательных писем и характеристик.

Практическое занятие 2: Резюме при устройстве на работу

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

2

2

1

Раздел 6. Тестирование и анкетирование при приеме на работу

6

Тема 6.1. Анкетирование при приеме на работу

Цели анкетирования и тестирования. Особенности процедуры анкетирования и виды анкет при устройстве на работу. Основные правила заполнения анкет.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Виды анкет

2

2

Тема 6.2. Тестирование при приеме на работу

Виды тестов и их применение в трудоустройстве. Подготовка к тестированию. Правила прохождения тестирования. Анализ итогов тестирования как стимул к саморазвитию.

Практическое занятие 3: Процедура тестирования при трудоустройстве.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение

Особенности отдельных видов тестов

2

2

2

Раздел 7. Психологические особенности прохождения интервью

6

Тема 7.1. Психологические особенности прохождения интервью

Цель и структура интервью при устройстве на работу. Типы интервью: групповое и индивидуальное; неформальное, типовое и ситуационное. Подготовка и правила поведения в ходе интервью. Наиболее часто задаваемые вопросы в ходе интервью (общие и стрессовые). Вопросы, задаваемые интервьюеру. Телефонное интервью. Анализ неуспешных интервью и выработка мер по предупреждению ошибок в дальнейшем трудоустройстве.

Практическое занятие 4: Развитие навыков прохождения интервью.

Практическое занятие 5: Развитие коммуникативной компетентности.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения:

2

2

2

2

Раздел 8. Юридические аспекты трудовых отношений

6

Тема 8.1. Порядок приема на работу.

Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при трудоустройстве.

Практическое занятие 6: Оформление кадровых документов при поступлении на работу.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Необходимые условия трудового договора

Оформление трудового договора

Работа с нормативно-правовым актом -Трудовым Кодексом РФ.

Решение ситуаций по теме.

2

2

1

Тема 8.2. Прядок увольнения с работы

Особенности прохождения испытательного срока. Причины, основания и процедура увольнения.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с нормативно-правовым актом - Трудовым Кодексом РФ.

Решение ситуаций по теме.

2

2

Раздел 9. Получение опыта работы

6

Тема 9.1. Адаптация в организации.

Условия успешной адаптации в организации. Организационная культура и деловой этикет.

Практическое занятие 7: Обобщение знаний и навыков успешного трудоустройства.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: Значение делового этикета.

2

2

2

Тема 9.2. Конфликты в организации.

Типы конфликтов в организации, правила поведения в конфликте. Эффективное деловое взаимодействие с руководством и коллегами.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте сообщение на тему:

- «Позитивные стороны функциональных конфликтов».

Подготовьте рефераты на темы:

- «Антистрессовая программа»

- «Разрешение конфликтных ситуаций»

Подготовьте доклад по содержанию основных стратегий преодоления конфликтов.

Ответив на вопросы теста, сделайте вывод:

    Конфликтны ли Вы как личность?

    Какова степень социальной адаптации от стрессов?

    Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?

    Не слишком ли Вы агрессивны?

Решение ситуаций по теме

2

2

Всего:

44

22

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента и правового обеспечения профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ.

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Конституция РФ-М. 1993 г.

Основные источники:

1. Конституция РФ-М. 1993 г.

4. Е.В. Афонина Электронный образовательный ресурс «Технология карьеры», рекомендован для использования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» Эксп ертное заключение от 26.10.2012 г. № 607

Дополнительные источники:

1. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. – М., 2013.

2. Лукашевич Н.П. Самоменеджмент: Как достигнуть успеха в деловой карьере: В 2 кн. – Харьков, 2012.

3. Петрушин В.И. Настольная книга карьериста: Учеб. пособие. – СПб., 2012.

4. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М., 2013.

5. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. – Новосибирск: ИНФРА, 2010.

6. Степанов С. Слагаемые карьеры. – М., 2013.

7. Свергун О.Ю. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни: Практическое пособие. – М., 2012.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1.

Знания:

Реальную ситуацию на рынке труда.

Умения:

Анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности.

внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 2.

Знания:

Этапы карьеры и их специфику.

внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 3.

Знания:

Принципы планирования и управления карьерой.

Умения:

Планировать и контролировать изменения в своей карьере.

Опрос, анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 4.

Знания:

Возможные способы поиска работы;

Агентства по трудоустройству, принципы и методы их работы.

Умения:

Оценивать предложения о работе;

Эффективно использовать полученные теоретические знания при поиске работы;

Осуществлять самопрезентации.

Опрос, практическое занятие (1), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 5.

Знания:

- принципы составления резюме.

Умения:

Составлять резюме.

Опрос, практическое занятие (2), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 6.

Знания:

Процедуру анкетирования и виды анкет при устройстве на работу;

Основные правила заполнения анкет;

Виды тестов и их применение в трудоустройстве;

Правила прохождения тестирования.

Умения:

Заполнять анкеты;

Проходить тестирования.

Опрос, практическое занятие(3), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 7.

Знания:

Структура интервью при устройстве на работу, типы интервью;

Подготовка и правила поведения в ходе интервью.

Умения:

Эффективно строить деловое общение;

Проходить интервью.

Опрос, практические занятия (4, 5), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 8.

Знания:

Правовые аспекты взаимоотношения с работодателем.

Умения:

- оформление кадровых документов при поступлении на работу.

Опрос, практическое занятие (6), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 9.

Знания:

Правила поведения в организации;

Умения:

Выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте.

Опрос, практическое занятие (7), внеаудиторная самостоятельная работа


«ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА Этапы трудоустройства Одним из направлений реформирования системы, регулирующей потоки рабочей силы и состояние рынка...»

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО

ТРУДОУСТРОЙСТВА

Этапы трудоустройства

Одним из направлений реформирования системы, регулирующей потоки рабочей

силы и состояние рынка труда, является формирование сети специализированных

организаций, призванных оптимизировать процесс трудоустройства и служащих

посредниками между работодателями и работниками. С одной стороны, это

государство в лице государственной службы занятости, с другой стороны, коммерческие кадровые агентства по трудоустройству и набору персонала, а также объявления. И, наконец, самостоятельное трудоустройство, когда трудоустройство происходит без посредника, то есть обращение непосредственно к работодателю или создание собственною рабочего места.

Технология эффективного трудоустройства для выпускника образовательного учреждения включает три основных этапа:

Определение максимально широкого круга вакансий,

Представление работодателю информации о себе, ведение переговоров,

Закрепление на новом рабочем месте.

Вы должны осознать и принять общую идею: рынок труда, как и всякий другой рынок, предполагает наличие продавца и покупателя. Находясь в поиске работы, вы выступаете в роли продавца своей рабочей силы, знаний, квалификации, опыта, энергии. Никто вам ничем не обязан, в том числе и по предоставлению работы. Это довольно трудный период в жизни, связанный со стрессами, волнениями и появляющейся откуда-то неуверенности в себе. Профессии «специалист по трудоустройству» не учат ни в одном вузе.



Вывод напрашивается только один: «Хочешь гарантированно иметь работу? Сделай ее поиск своей второй профессией!»

Думать о получении работы надо еще со студенческой скамьи, возможно совмещение учебы с работой, что особенно эффективно. При написании курсовых и дипломных работ, при выборе руководителей этих работ учитывайте фактор будущего трудоустройства. Во время преддипломной практики постарайтесь получить на предприятии рекомендательное письмо или гарантийное письмо о трудоустройстве именно на этом предприятии.

Рассмотрим основные способы поиска работы выпускником образовательного учреждения:

1. Обращение в Центр развития карьеры. Центр информируют обратившихся об официальных вакансиях для студентов и выпускников через рассылку, на информационных стендах, на сайте Центра развития карьеры НИУ ВШЭ-Пермь., в группах и сообществах ЦРК в социальных сетях.

2. Поиск через знакомых и коллег. Это один из самых надежных и традиционных способов поиска работы в России. Близкий человек с возможностями трудоустройства поможет вам быстрее, чем это сделают все другие способы вместе взятые. Знакомые и коллеги, которые продолжают работать, часто заранее знают о вакансиях, которые только собираются открывать в их компании.

3. Поиск работы в средствах массовой информации. Средства массовой информации и их интернетсайты также являются неплохим источником информации при поиске работы. Большинство из них имеет интернет-версии, где размещаются редакционные материалы по вопросам карьеры и свежие вакансии. Ряд центральных газет и журналов («Ведомости», «Финанс», «Эксперт», «The Moscow Times, SmartMoney») в определенные дни публикует вакансии для среднего и высшего менеджента, а также для молодых специалистов. Эти деловые СМИ являются также важными источником информации о компаниях и их корпоративной культуре. Интернет-версии www.vedomosti.ru, www.sfonline.ru, www.expert.ru, www.kommersant.ru, www.smoney.ru, www.finansmag.ru много могут рассказать о ваших потенциальных работодателях.

4. Поиск через Интернет-источники. Если все описанные выше методы поиска работы не сработали, а так же в случае если вы просто предпочитаете самостоятельность и новые технологии, воспользуйтесь ресурсами Интернета для поиска работы. Универсальные «работные» сайты – это Rabota.mail.ru, Superjob.ru, Hh.ru, Job.ru, Joblist.ru, Здесь вы найдете массу различных актуальных вакансий, получите возможность создать свое резюме и откликнуться на интересные позиции, а также подписаться на рассылки интересующих вас вакансий. Будьте аккуратными в работе с сайтами платного трудоустройства, если найдете их в Сети – зачастую они ненадежны. Есть специальные сайты для поиска работы молодыми специалистами (студентами и выпускниками в возрасте от 17 до 25 лет): www.egraduate.ru, www.futuretoday.ru

5. Сайты для поиска удаленной и фрилансерской работы – это www.free-lance.ru, www.weblancer.net, www.kadrof.ru, www.vakant.ru.

Такой вид трудовых отношений сейчас активно развивается, т.к. обладает большим плюсом для работодателей: фрилансеру не нужны площади в офисе и оборудование рабочего места, социальные выплаты и премии, не надо платить налоги, договор закончился – до свиданья. Зато удаленный сотрудник свободно распоряжается своим временем, выполняя работу тогда и там, где ему удобнее. Кстати, если у вас есть время и вам нужна фрилансерская работа, стоит завести персональный сайт или страничку в Сети со своим портфолио и подробной информацией о вашем опыте работы. Только сделайте так, чтобы ее легко было найти через поисковики.

6. Прямое обращение к потенциальному работодателю. Прямое обращение к потенциальному работодателю - один из надежных источников информации о вакантных профессиях и сравнительно эффективный путь к трудоустройству, так как часть незаявленных вакансий укомплектовывается по обращениям граждан, ищущих работу. Если даже вы знаете компанию своей мечты, никогда не бывает лишним посмотреть на ее прямых конкурентов – не исключено, что они предлагают условия работы и возможности для профессионального развития ничуть не хуже. А может, вы вообще упустили из виду основных игроков рынка. Для того чтобы составить список интересных вам компаний, воспользуйтесь отраслевыми рейтингами (как национальными, так и международными – возможно, компания только начинает выходить на российский рынок и еще не попала в национальные рейтинги) и рейтингами компаний работодателей. В первую очередь обращайте внимание на компании, которые динамично растут, а не просто на лидеров рынка, так как именно в таких компаниях открывается больше новых позиций.

Составьте список компаний, в которых вы хотите работать, выйдите на их отдел кадров и спросите, нет ли у них открытых вакансий вашего профиля. Не всякая компания активно ищет людей – зачастую об успешных организациях «слухом земля полнится», и нужные люди приходят в них самотеком. Хорошие работодатели привыкают к этому потоку и открыты к нему. Кроме того, работодатели на своих порталах размещают информацию о днях открытых дверей, выставках, презентациях и других мероприятиях, рассчитанных на привлечение будущего персонала, и зачастую публикуют свои свежие вакансии, отсутствующие на общедоступных сайтах. Там же можно найти адреса для отправки резюме. Многие западные и российские компании посвящают вопросам карьеры отдельные странички на своих сайтах. Здесь можно найти вакансии для опытных и начинающих специалистов, информацию о стажировках и условиях работы в компании, а на форуме – задать вопрос менеджеру по персоналу или заполнить анкету. Эти возможности очень полезны для специалистов, которые имеют четкое представление о том, где хотели бы работать.

Направив в компанию резюме, обязательно перезвоните и убедитесь, что письмо получено. Иногда дозвониться трудно, поскольку число откликов на «аппетитную»

вакансию может составить несколько сотен. Однако, иногда удачный звонок приводит к встрече, даже при такой конкуренции.

Какие возможности у студентов или выпускников на рынке труда?

Временные позиции. Это те позиции, на которые будут всегда охотно брать компании.

Здесь достаточно большая текучесть кадров, потому что студент, поработав на таких позициях, быстро вырастает из них и переходит на другие должности. Однако эти вакансии достаточно удобны для студентов, которые еще учатся в плотном графике и соответственно не могут работать полный день на более серьезных позициях.

Обычно устроиться на подобные позиции можно посещая ярмарки вакансий, презентации компаний-работодателей и дни карьеры, где можно поговорить с представителями интересных вам компаний, завести полезные знакомства и узнать горячую информацию, а также предложить свои идеи и услуги.

Ярмарки вакансий в основном ориентированы на подбор персонала среднего и низшего звена. Наиболее эффективны они для поиска первой работы начинающими, в том числе выпускниками вузов. Здесь молодые люди могут не просто найти открытые вакансии, но и лично пообщаться с менеджерами по персоналу и узнать информацию из первых уст.

–  –  –

Создатели Vizualize решили покончить со скучными списками прошлых мест работы и описаниями качеств кандидатов. Для этого они создали сайт, позволяющий превратить резюме в яркую, занимательную и неповторимую инфографику. Всё, что нужно для её создания, - профайл в LinkedIn, который автоматически трансформируется в инфографику по выбранному шаблону. Кроме LinkedIn, информацию можно импортировать из Twitter, Facebook и даже Foursquare. У сервиса есть несколько конкурентов, которые работают по такому же принципу, например, Vizify, Re, Kinzaa. Отличаются они друг от друга в основном стилями оформления. У Kinzaa он довольно сдержанный и топорный, у Re - строгий и графичный, у Vizify - выполнен в виде подробных визуальных инструкций.

2. Pathbrite Создатели Pathbrite в первую очередь ориентировались на людей, которые ищут работу первый раз в жизни, то есть на студентов. Обычно резюме подразумевает перечисление мест предыдущей работы - непонятно, что делать тем, у кого вообще нет опыта, но есть необходимая квалификация. Сервис позволяет рассказать о своих умениях в форме постоянно обновляющегося коллажа.

Персональная страница на Pathbrite - это визуальная история приобретения знаний и опыта, фиксирующая личные достижения соискателя. На ней можно публиковать грамоты и сертификаты о прохождении онлайн-курсов, фотографии, видеозаписи, эссе, примеры студенческих работ - всё, что позволяет составить представление об особенностях и творческом потенциале соискателя. Безусловно, возможности сервиса выходят за рамки студенческой аудитории.

Страница на Pathbrite может стать отличным дополнением к стандартному резюме, заменив надоевшее перечисление личных качеств кандидата:

инициативность, умение работать в команде, амбициозность.

3. ResumUP Разработка питерских стартаперов. Сервис, во-первых, обладает функционалом Vizualize, то есть даёт возможность создавать резюме в форме инфографики. Но в отличие от Vizualize он позволяет сохранять получившееся резюме в формате PDF, а во-вторых, даёт возможность построить график карьерного роста. Для этого нужно сообщить сервису, какую должность соискатель занимает сейчас и к какой стремится в будущем. Сервис сам заполняет необходимые промежуточные этапы и предлагает свободные на данный момент вакансии. Вакансии добавляются либо в прямом режиме от работодателей, либо через агрегатор-парсер с сайта Careerjet. В-третьих, ResumUP помогает найти людей, которые могут оказаться полезными на этом пути. Это происходит благодаря анализу контактов пользователя в Facebook и LinkedIn.

4. Zerply Zerply - это социальная сеть для профессионалов, призванная заменить морально устаревший LinkedIn. На площадке сервиса можно создать страницу с онлайн-резюме и найти других людей, работающих в вашей сфере. Основу для профайла можно импортировать из Facebook и LinkedIn или заполнить самостоятельно. Затем нужно выбрать понравившийся шаблон оформления, а всю остальную работу Zerply сделает сам.

5. CVmaker Онлайн-резюме, инфографика и новые профессиональные соцсети - это приятные дополнения к классическому формату резюме, которое всё-таки необходимо иметь под рукой на всякий случай. Хорошие примеры для таких резюме можно найти в библиотеке шаблонов Google. Но ещё удобнее воспользоваться сервисом, который сам встраивает информацию об образовании, местах работы и навыках в выбранный шаблон.

Так, на сайте CVmaker есть шесть бесплатных классических шаблонов. Здесь всё строго, традиционно и минималистично. И главное, есть адаптация для русского языка. Резюме доступно для сохранения в трех форматах: PDF, HTML и txt. Если сам принцип работы сервиса вам нравится, а сами шаблоны - нет, можно поэкспериментировать с его аналогами - Jobspice и Spongresume.

Похожие работы:

«Center of Scientific Cooperation Interactive plus УДК 159.9:39:395.6 DOI 10.21661/r-116999 Г.К. Аалиева ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА КЫРГЫЗОВ ПО ЭПОСУ "МАНАС" Аннотация: в данной статье автор анализирует особенности традиционного хозяйства кыргызов...»

« евреев, 1.46 миллионов арабов и 315 тысяч человек, национальность которых официально не зарегистрирована. В Израиле больше жен...»

Рынок труда представляет собой особую сферу, где работники осуществляют торговлю своими собственными силами, знаниями и умением. Такой рынок не является стандартным в понимании обывателя. Однако он успешно функционирует, позволяя удовлетворять потребности всех его участников. Каков же он, рынок труда, современное состояние и проблемы которого остаются на этапе разрешения?

На таком рынке так же, как и во всех других, действуют свои законы – закон спроса и предложения, а также формируются так называемые цены. В качестве цены здесь выступает заработная плата того или иного сотрудника, а также оплата, которая может предлагаться потенциальным работодателям.

Чем больше запрашивает соискатель уровень возможной заработной платы, тем меньшее количество потенциальных работодателей могут его принять (закон спроса). И чем меньшую заработную плату предлагает работодатель, тем меньшее количество сотрудников готовы приступить к работе (закон предложения). И только в месте пересечения этих двух условных прямых позволяет определить реальный рынок труда.

Рынок труда и его характеристика на современном этапе заставляет обратить внимание на одну важную особенность: работодатель ставит потенциального сотрудника на принятие заведомо невыгодных для него условий, поскольку в ином случае он вообще может остаться без работы.

Что собой представляет рынок труда в современных экономических условиях

Современный рынок представляет собой некую диспропорцию, что уже укоренилась, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкая оплата. Минимальная заработная плата в стране очень маленькая, значительно ниже (до нескольких десятков раз), чем в развитых странах близкого и дальнего зарубежья. Сегодня практически отсутствует стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов. Можно выделять определенные критерии развития:

  • возрастание безработицы}
  • появление переселенцев и беженцев, которые подлежат трудоустройству}
  • неэффективное использование трудового потенциала сотрудников – из-за уменьшения производства необходимость в использовании имеющегося трудового потенциала сотрудников в полном объеме отпадает}
  • значительно заниженный размер пособия по безработице}
  • увеличение роста теневой занятости населения}
  • сложность вхождения в некоторые сектора: соискатели с высшим образованием не имеют возможности получить доступ к трудоустройству в определенных секторах, например банковский сектор, из-за установления монополизации, высокого уровня заработной платы и требований}
  • реальные отличия между официально зарегистрированным количеством безработных, а также вообще общего количества безработных.

Безработица – неприятная, но обязательная составляющая

Современный рынок труда в любой стране определяет уровень социального положения всего населения. Его главной составляющей является безработица. Она присутствует в каждой стране, однако отличается лишь своим уровнем. Спрос на работников можно регулировать не уровнем стоимости их работы, а непосредственным объемом производств. Поэтому рынок труда непосредственно и очень тесно связан с существующей в стране экономикой, напрямую зависит от нее.

Зарубежный опыт должен научить нас тому, что правильное и постепенное развитие рынка труда и рыночных отношений в обязательном порядке предусматривает выстраивание и эффективную защиту определенных групп населения.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу очень четко сформировались, и практически у всех работодателей взгляд на это один. Ценный профессионал – это лицо, которое может отвечать определенным критериям: первично то, чтобы человек был хорошим специалистом в своем деле. Также он должен быть мобильным и универсальным.

Современный рынок труда и безработица

Безработицей называют особое положение, при наличии которого некая часть работоспособного населения не может успешно трудоустроиться с предполагаемым уровнем заработной платы, либо же трудоустроиться вообще. Известно, что достигнуть равновесия спроса и предложения просто невозможно. По причине несоответствия заявленного спроса выдвинутому предложению такая ситуация стандартно приводит к возникновению разного уровня безработицы. Безработица в основном распространена в определенных кругах, наиболее незащищенными из которых являются:

  • молодые женщины,
  • молодежь,
  • национальные меньшинства,
  • лица, покинувшие места лишения свободы.

Можно условно определить три основных составляющих безработицы:

  1. Высокий уровень существующей заработной платы. В случае поднятия уровня заработной платы выше среднего (например, по требованиям профсоюзов) у работодателей уменьшается уровень необходимых предложений на замещение должностей. Это приводит к возникновению безработицы. С подобным явлением можно бороться только путем стабилизации уровня заработной платы.
  2. Невысокий уровень спроса также является причиной возникновения безработицы. Например, при снижении уровня спроса на товары уменьшается уровень спроса на сотрудников, осуществляющих продажи.
  3. Несовершенство и негибкость рынка. Считается, что возникновение безработицы является производной от того, что многие работодатели не могут в нужное время приспособиться к изменениям продаж.

Для борьбы с безработицей необходимо прикладывать усилия для того, чтобы бороться с факторами, провоцирующими безработицу. Среди них можно выделить наиболее проблемные:

  • Демографическая ситуация в конкретном регионе, где происходит борьба с безработицей. Это уровень рождаемости и смертности, миграционные потоки (как из региона, так и в регион), уровень продолжительности жизни.
  • Процесс перехода собственности на предприятиях из государственной в частную путем поведения стандартной процедуры приватизации. В этом случае огромное количество сотрудников таких предприятий предположительно оказываются без работы.
  • Организационно-экономические факторы. Здесь подразумеваются процессы изменения любой организационно-правовой формы, а также слияния и поглощения разнообразных компаний. В этих ситуациях сотрудники вынужденно могут менять фактическое место своей работы на другие регионы и наоборот. Все эти движения влияют на колебания, затрагивающие рынок труда.
  • Технический фактор. С учетом развития научно-технического прогресса на сегодняшний день, а также его перспектив развития в будущем, многие компании (особенно производственные) перестают нуждаться в некоторых категориях сотрудников, что провоцирует появление глобальных увольнений.

Рынок труда, его современная структура

Современный рынок труда в нашей стране имеет следующую структуру:

  • Здоровая конкуренция. Современная структура предусматривает наличие, в обязательном варианте, естественной конкуренции между работодателями и соискателями, а также между представителями одной группы.
  • Механизм регулирования отношений на рынке труда на государственном уровне.
  • Построение системы полной социальной защиты работоспособного населения.

Субъектный состав рынка современного труда очень многочисленный. Туда входят сами работодатели, уже нанятые работники, безработные лица, самозанятые работники. Все предполагаемые члены современного рынка труда, представляющие группу соискателей, могут условно быть поделены на категории:

  • «Синие воротнички». Эту категорию представляют работники заводов и фабрик, которые выполняют исключительно физическую работу.
  • «Белые воротнички». Эта категория представляется только сотрудниками, которые для выполнения работы используют умственные способности и знания.
  • «Серые воротнички». Эта категория представляет обычных рядовых и подсобных работников.

Главными составляющими на рынке труда можно определить совокупность предложений, которые охватывают всю рабочую силу, а также совокупный спрос, который определяет общую потребность экономики в наемной рабочей силе.

Регулирование рынка труда на государственном уровне в нашей стране

В регулировании рынка занятости населения не последнюю роль играет государство. Оно имеет большое влияние на некоторые моменты, которые влияют на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Например, государство может оказывать влияние на:

  • уровень предлагаемой заработной платы, условий труда,
  • предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников,
  • уровень социального обеспечения.

Государство может активно бороться с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест, государственных органов, которые осуществляют контроль и борются с безработицей, эффективных программ, позволяющих заинтересовать потенциальных работодателей и т.д. Нередко сюда относят государственные программы, которые позволяют представлять работодателям дополнительные льготы при трудоустройстве безработных инвалидов или специалистов определенных профессий, а также провести процесс замещения вакантных должностей и обеспечить безработное население работой.

Государственные биржи как способ уменьшения уровня существующей безработицы

Созданные государством биржи помогают активно бороться с имеющимся уровнем безработицы в стране в целом, а также в отдельных ее регионах. Основная направленность этих организаций заключается в том, что они должны обеспечивать оборот потенциальных сотрудников и обеспечение их трудоустройством. Для достижения такой цели разрабатываются планы мероприятий, направленные на изменение уровня профессиональной подготовки, а также смены профессиональной направленности потенциального соискателя. Соискатели обеспечиваются бесплатными курсами повышения квалификации, курсами обучения на определенные специальности и т.д. Все это помогает не только получить дополнительные знания, но и найти работу по вновь приобретенной профессии.

Такие учреждения играют большую роль в борьбе с безработицей, особенно путем повышения социальной активности населения, исследования рынка труда в регионе и стране с целью мобильности ищущих работу граждан. Они помогают добиться от иных органов власти предоставления льготных программ кредитования для индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, улучшения условий обслуживания, снижения ставки налогообложения, а также использования и других видов поощрения.

Особая роль бирж в процессе регулирования рыночных отношений

К сожалению, нужно отметить, что работа биржи труда не особо сильно может влиять на установленный рынок труда в стране. В нашей стране не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения биржи предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с биржами, проявляют желание напрямую общаться с потенциальными работодателями.

Частные рекрутинговые компании

Кроме государственных учреждений, существуют частные компании, которые занимаются подбором персонала для разнообразных предприятий. Такие организации работают и на потенциальных работодателей, удовлетворяя их потребности в разного уровня специалистах, а помогают и соискателям на определенные вакансии.

Работа таких компаний существенно влияет на рынок труда. Современная тенденция развития помогает провести подбор персонала для замещения вакантной должности, а также подобрать необходимую работу для кандидата. Роль таких компаний в регулировании рынка труда очень велика, поскольку они реально показывают хорошие показатели по трудоустройству и удовлетворению обоих сторон. Поскольку рекрутинговые компании являются частными, то и их деятельность целиком и полностью направлена на достижение определенного результата, в данном случае – удовлетворения потребностей по трудоустройству.

Регулирование рынка труда

К сожалению, созданные биржи не могут выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос устройства на работу продолжает находиться на критическом уровне. В условия нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью бирж, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный либо же нет соответствующей профессии). Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу.

Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось. Только в последнее время стали уделять решению этих проблем достаточное внимание. Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий.

Однозначно, не принимать роль бирж в регулировании рынка труда просто невозможно. Как уже отмечалось, биржи занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что биржи занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей.

Но, что бы ни делала биржа, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя на биржу и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых – до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через биржу, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около граничного либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства.

Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, однако лишними совершенно не будут:

  • увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными}
  • направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны}
  • приложение усилий для реального поиска рабочих мест безработному населению.

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

Решение проблем, имеющихся на рынке труда

При становлении рыночных отношений всегда затрагивается важнейшая сфера экономики – занятость трудовых ресурсов. При проведении правильной экономической политики уровень безработицы не должен быть выше 5%, это является идеальным соотношением. На сегодняшний день возможно достичь такой ситуации и у нас в стране. Однако существует ряд факторов, которые преграждают дорогу к достижению этой цели, а именно:

  • Существующий рынок труда не является сбалансированным. Есть большое количество вакансий, размещенных разнообразными компаниями, и есть большое количество безработных, умение, профессиональная подготовка и опыт работы не позволяет им воспользоваться предложенными вакансиями.
  • Существующие ограничения, в том числе и правовые, уменьшающие реальные возможности мобильности работоспособного населения (существующий институт регистрации и прописки значительно привязывает человека к определенному месту нахождения).
  • Отсутствует возможность обеспечения доступным жильем, что снижает мобильность хороших специалистов в другие регионы.
  • Уровень производительности труда, по отношению к другим странам, остается на очень низких показателях.
  • Монополизированная экономика. Это удачно и продолжительное время позволяет работодателям диктовать свои условия труда и уровень оплаты за работу, а сотруднику ничего не остается, как принимать явно невыгодные условия.

Устранив все существующие проблемы, можно добиться хороших показателей и на рынке труда, и в экономике, и в рыночных отношениях. Как уже стало видно, от рынка труда очень зависят рыночные отношения и экономика в целом. И остается надеяться, что совсем недолго осталось до времени, когда рынок труда будет абсолютно объективным и позволит работодателям и работникам на равных бороться за удовлетворение своих потребностей в трудоустройстве.

  • Подбор и отбор, Рынок труда

Ключевые слова:

1 -1

Для планирования карьеры разработаны различные технологии, которые можно условно разделить на следующие группы:

1) технологии эффективной самопрезентации (портфолио карьерного продвижения);

2) технологии определения оптимального карьерного пути (карьерограммы, карты карьеры);

3) технологии оптимизации постановки карьерных целей и процесса разработки планов карьеры («Сценарий анализа карьеры и разработки личного плана развития», технологии разработки плана карьеры А. Я. Кибанова, В. Сандерса, С. Д. Резника Г. Г. Зайцева, Н. Карр-Руфино и др.).

Портфолио карьерного продвижения (ПКП) разрабатывается на ранних этапах, начиная со студенческой скамьи.

ПКП представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (академические, профессиональные и пр.). Портфолио предназначено для обеспечения эффективного взаимодействия с научными руководителями, преподавателями в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.

Минимальный набор документов, входящих в ПКП, следующий:

Список пройденных учебных курсов по основной области профессиональной деятельности, а также смежных областей знания, (включая дополнительную специализацию, тренинги, семинары, мастер-классы и т. п.);

Список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы);

Описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

ПКП должно не только отражать уже достигнутые успехи, но и характеризовать потенциал дальнейшего профессионального продвижения. Карьерное портфолио было задумано как альтернатива традиционному резюме, информация в котором отличается ограниченностью и формальностью, может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя.

ПКП должно фиксировать все достижения студента, поэтому портфолио следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения. ПКП можно использовать для хранения следующих документов:

Выпускная квалификационная (дипломная) и курсовые работы;

Отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;

Тексты докладов на научно-практических конференциях;

Копии статей в научных изданиях;

Грамоты и благодарности за участие в форумах, конференциях и др.;

Свидетельство о занесении на Доску почета вуза;

Сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ;



Свидетельство о получении именных стипендий;

Грамоты участников профессиональных конкурсов.

Для характеристики карьерного потенциала ПКП может включать:

Индивидуальный план развития карьеры;

Эссе «Я и моя карьера». В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха и т. п. ПКП может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте вуза. На сайте вуза выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенциальных работодателей.

Карьерограмма - с амая известная из технология планирования карьеры, которая применяется преимущественно для стратегического планирования должностной карьеры.

Карьерограмма - это документ, в котором в наглядной (графической) форме представлен оптимальный карьерный путь к должностям высшего звена управления, а также другим ключевым должностям организации. Карьерограмма обычно охватывает временной период в 10 лет и более.

Карьерограммы обычно разрабатываются для должностей руководителей высшего звена. Желательно, чтобы карьерограмма отражала не только должностное продвижение, но и процесс повышения образовательного

уровня. Карьерограмма может представлять не один, а несколько путей достижения предполагаемой должности (табл. 3).

Таблица 3.

Карьерограмма сотрудника таможенных органов

Возраст, лет Образоват. структура подготовки СВК Должности Уровень прохождения службы Звания
РТА, вуз Слушатель, студент обучающийся
ИПК, РТА Инспектор, старший инспектор, ведущий инспектор лейтенант
Адьюнктура Адъюнкт ст. лейтенант
Кандидат наук Научные должности (НС, начальник лаборатории). Профессорско-преподавательские должности. Руководящие должности в таможне капитан
Докторантура майор
Доктор наук ГНС, ВНС, нач. отдела, нач. центра, профессор, нач. кафедры, руководящие должности в РГУ, РТА
Высшие академические курсы Слушатель подполковник
Больше Всемирная таможеная организация. Регио-нальный учебн. центр Научные и научно-организационные должности в РТА, руководящие должности РТУ, ГКТ РФ, РТА. полковник
генерал- майор

При разработке карьерограммы следует ответить на вопросы:

Какие знания и навыки необходимы кандидату для успешного исполнения данной должности? Где он их может приобрести: в каких учебных заведениях и при выполнении какой работы?

Какой опыт работы важен для эффективной деятельности в данной должности? В каких подразделениях, на каких должностях?

Какие деловые качества необходимо развивать? Какие виды трудовой деятельности и какие формы обучения этому способствуют?

Карьерограммы служат основой для разработки индивидуальных планов развития карьеры.

Карта карьеры М. Армстронга.

Данная технология близка к карьерограмме, но в ней основное внимание уделено не должностному продвижению, а развитию компетенций, поэтому она подходит для планирования профессиональной карьеры.

По мнению М. Армстронга, можно определить карьерный рост в терминах того, что люди должны знать и уметь, чтобы выполнять работу на более высоком уровне ответственности или вносить больший вклад в дело организации. Эти уровни можно описать как диапазон компетентности. Для каждой зоны компетентности требуется определить опыт и подготовку, необходимые для достижения данного уровня компетентности. На основании этого создается карта карьеры, включающая «целевые точки».

Сценарий анализа карьеры и разработки личного плана развития.

Данная технология нацелена на обеспечение рационального, обоснованного принятия решений относительно развития карьеры. Основное внимание в ней уделено вопросам образования. Сценарий включает следующие шаги:

1. Ваши навыки и ваша работа. Сотрудник анализирует свое мастерство и требования текущей работы, указывает невостребованные навыки, что является одним из источников идей по поводу будущей работы. Навыки, которые требуются и которых нет, указываются как потребность в развитии.

2. Ваша жизнь и ваша работа. Выяснение того, что сотрудник ждет от жизни и какую роль в ней должна играть работа. Важно ответить на вопрос: как могут измениться со временем приоритеты?

3. Мир, в котором вы живете и работаете. Внимание сотрудника обращается на организацию, мир работы в настоящем и в будущем. Предлагается ответить на вопрос: каким образом изменится положение в плане технического, экономического, политического, социального развития?

4. Изменение вариантов карьеры. Сотруднику предлагается представить некоторые возможные варианты будущей карьеры.

5. Чему полезному для себя в будущем необходимо научиться? Исходя из выбранного варианта карьеры, сотрудник указывает, чему было бы полезно научиться, если он намерен следовать этим путем.

6. Как вы решаете проблемы? Нужно указать свои привычки и навыки решения проблем.

7. Что вы планируете изучить обязательно? Этот этап помогает выбрать наиболее важные цели обучения.

8. Какой способ обучения подходит вам больше всего? Начинается процесс помощи сотруднику в его планах обучения. Здесь надо сделать обзор привычек, стиля и навыков обучения.

9. Насколько вы укладываетесь в поставленные сроки? Проводится анализ того, укладывается ли сотрудник в сроки обучения в соответствии с техническим контекстом его работы.

10. Возможности и ресурсы для обучения. Здесь внимание сотрудника обращается на возможности и ресурсы, необходимые для реализации намеченных планов обучения.

11. Планирование своего развития. Сотрудник составляет план мероприятий по индивидуальному обучению, связанному с работой и карьерой.

Технология разработки личного жизненного плана карьеры руководителя А. Я. Кибанова.

Технология предназначена для планирования карьеры руководителей. В ней предлагается алгоритм самоанализа и постановки карьерных целей и задач.

По мнению А. Я. Кибанова, личный жизненный план карьеры руководителя должен состоять из трех основных разделов: 1) оценка жизненной ситуации, 2) постановка конечных целей карьеры и 3) частные цели и планы деятельности.

Соответственно, разработка плана карьеры включает следующие шаги:

1. Оценка жизненной ситуации

1.1. Работа

Имею ли я четкое представление о своей работе и ее целях? Помогает ли моя работа достижению других жизненных целей? Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе? Какую работу я хочу выполнять через 10 лет? Есть ли у меня воодушевление и мотивация? Что является для меня мотиватором сейчас? Через пять лет? Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации? К каким мерам я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет отвечать моим личным потребностям?

1.2. Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение? Есть ли у меня личный бюджет, каков он, придерживаюсь ли я его рамок? Какие меры я могу применять для улучшения экономического положения в случае необходимости?

1.3. Физическое состояние

Какова моя общая физическая форма? На чем основана моя оценка (собственное представление, результаты медицинского обследования, тесты и т. п.)? Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача? В каком лечебном аведении необходимо подлечиться?

1.4. Социальное состояние, человеческие отношения

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю? Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы? Интересует ли других мое мнение? Навязываю ли я другим свои мысли и мнения? Умею ли я слушать? Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике? Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях? Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

1.5. Психологическое состояние

Каково мое психологическое состояние? На чем основана моя оценка? Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время? Не следует ли мне поменять работу? Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем? Как следует поменять образ жизни, круг общения, хобби? Нуждаюсь ли я в помощи психиатров?

1.6. Семейная жизнь

Имеются ли у меня условия для создания семьи? Следует ли завести еще одного ребенка? Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям? Как лучше проводить досуг в кругу семьи? Куда поехать на отдых? Куда пойти учиться детям? Как помочь детям, имеющим свою семью?

2. Постановка личных конечных целей карьеры

2.1. Целями моей карьеры являются:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

2.2. Моя карьера должна осуществиться до______г., самое позднее до_______________________________________________________________

2.3. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры __________________________________________________________________

2.4. Каковы наиболее критические пункты в достижении моей карьеры?

Что я могу сделать в этом плане? ______________________ _________________________________________________________________

2.5. Что мне нужно задействовать для достижения моей карьеры: время,

деньги, здоровье и т. д.? _______________________________________

2.6. Готов ли я задействовать эти факторы, или мне нужно изменить свои цели?____________________________________________________________

3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры

Технология планирования карьеры В. Сандерса

Технология предназначена для оптимизации постановки карьерных целей. Она организует процесс прояснения собственных интересов и потребностей, а также возможностей и ресурсов для их реализации. Технология предполагает выполнение двух заданий.

Задание 1. «Баланс достоинств и недостатков». Сотрудникам предлагается проанализировать свои сильные и слабые стороны (каковы возможности для карьерного продвижения и чего в настоящее время недостает). Для этого необходимо заполнить следующую форму, записав все особенности, которые сотрудник может припомнить:

В столбце «Мне нравится» перечисляется все, что человек хочет добиться в жизни (без чего он не будет чувствовать себя успешным). В столбце «Мне не нравится» указывается то, чего хотелось бы избежать. Задание помогает четко и конкретно представить желаемый образ жизни. Выполнение этих заданий облегчает последующий выбор карьеры и составление индивидуального плана развития карьеры.

Очевидно, что в основе данной технологии лежит SWОT-анализ, который предполагает выявление сильных, слабых сторон, возможностей и опасностей (табл. 4).

Таблица 4

Схема SWОT- анализа

Следует учитывать, что потребности и интересы человека, его жизненные приоритеты со временем меняются, поэтому данную процедуру следует периодически повторять. Технологию рекомендуется применять при обучении планированию карьеры.

Технология планирования карьеры Г. Г. Зайцева - это еще одна технология самоанализа. Она менее формализована. Кроме того, она содержит рекомендации («заповеди») по планированию карьеры.

Инструкция. Нижеследующее упражнение поможет вам подумать о карьере и ее значении. Рекомендуем делать это упражнение самостоятельно.

1. Нарисуйте горизонтальную линию, которая изображает прошлое, настоящее и будущее вашей карьеры. На этой линии отметьте крестиком, где вы сейчас находитесь.

2. Слева от крестика, там, где находится часть линии, представляющая ваше прошлое, определите события в вашей жизни, давшие вам подлинное чувство удовлетворения и самовыражения.

3. Проанализируйте эти события и определите специфические факторы, которые вызвали эти чувства. Выявилась ли при этом какая-либо определенная тенденция? Возникали ли эти события, когда вы были одни или когда действовали совместно с другими людьми? Достигали ли вы каких-то целей самостоятельно или лишь совместно с другими?

4. Часть линии, находящаяся справа от крестика, представляет ваше будущее. Определите связанные с карьерой события, от которых вы ожидаете чувства самовыражения и удовлетворения. Следует представить себе эти события ясно, насколько возможно. Если вы способны лишь на утверждения типа «скорее получить мое первое должностное повышение», то, ваши ожидания ущербны. Определите должностные ступени, которые вам надо пройти, чтобы достичь целей карьеры и сроки их прохождения.

5. После того, как вы определили эти связанные с будущей карьерой события, проранжируйте их от важнейших до наименее значимых в терминах того, насколько полным будет ожидаемое вами от них удовлетворение.

6. Теперь вернитесь к третьему пункту и оцените названные там события от высших до низших в терминах действительно имевшего место чувства удовлетворения, полученного от них. Сравните полученные две области оцениваемых событий. Согласуются ли они? Ожидаете ли вы, что будущее будет таким же или качественно отличным от прошлого? Если вы ждете, что будущее будет кардинально отличным от прошлого, то встает вопрос, были ли вы вполне реалистичны в своих ожиданиях относительно удовлетворения, которое могут принести будущие события в области карьеры?

7. Обсудите результаты с наставниками. Планируя собственную деловую карьеру и организуя процесс достижения поставленных целей, помните 5 основных заповедей:

1. ПОЗНАЙТЕ РЫНОК. Вы можете действительно захотеть стать хорошим специалистом и иметь навыки, но открывающихся возможностей не всегда хватает, а конкуренция сильна. Вам всегда нужен альтернативный план карьеры.

2. ПОЗНАЙТЕ И ОЦЕНИТЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВАЖНЫХ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ: коллег, супругу(а), детей, родителей, друзей. Их представления, запросы и нужды повлияют как на план вашей карьеры, так и на ваши успехи в ходе достижения поставленных целей.

3. СОСТАВЛЯЙТЕ ПЛАН на 24 часа в сутки и на 7 дней в неделю, держите его в голове, но оставляйте время для семьи и любимых занятий.

4. ПОЗНАЙТЕ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПЕРЕМЕН. Все меняется: вы, рынок, фирма. Вы постоянно приобретаете новые навыки. Способность оценить эти изменения и принимать правильные решения (для карьеры) - важное качество. Развивайте его.

5. ПОМНИТЕ, что Ваши решения в области карьеры почти всегда являются компромиссом между идеалом и реальностью, а также между вашими собственными противоречивыми ценностями. Скажем, деньги и успех, с одной стороны, и спокойная семейная жизнь - с другой. Компромиссы обусловлены недостатком времени и финансами.

Задания для самостоятельного выполнения (6 часов).